Светлана Кекова

Христианский "след" в поэзии Н. Заболоцкого

Опубликовано: Православие в контексте истории, культуры и общества / Под. ред. И. А. Дорошина. - Саратов: Издательство "Летослов", 2005. - 252 с.

Николай Чуковский в своих воспоминаниях о Николае Заболоцком рассказывает об одном из стихотворений поэта, которое он прочёл мемуаристу; содержание стихотворения Чуковский передаёт так: "Помню, сидя у меня, прочёл он стихотворение о Боге, играющем на рояле, и привёл меня в восторг. Я всё позабыл, в памяти у меня остались только, что строчки были длинные, поющие, что старый сломанный рояль стоял где-то на чердаке, где было очень сухо и жарко, где пахло пылью, рассохшимся деревом, паутиной, и что Бог иногда по ночам спускался с небес на чердак, садился за тот рояль и играл". [1] Но это стихотворение Заболоцкий уничтожил. Этот факт говорит о многом: во-первых, проблема бытия Божия была насущной для поэта; во-вторых, она одновременно и влекла его к себе, и пугала. Можно сказать, что состояние выражалась понятием "страх и трепет"; поэт жаждет обретения Бога и в то же время это приводит его в ужас. Нельзя забывать и о том, что советское государство было атеистическим, и даже сама мысль о Боге, а не только слово о Нём были уже крамольными.

Но размышления на эту тему окрашивают в особые тона поэзию Заболоцкого периода конца 40-х - 50-х годов. С этой точки зрения особый интерес представляют два стихотворения Заболоцкого: "Бегство в Египет" и "На вокзале".

"Бегство в Египет" (1955 г.) представляет собой уникальный случай в творчестве поэта: он отождествляет себя с Младенцем Христом:

Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелён
Иудейским поселенцем
В край далёкий привезён.

Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.

Ослик пасся близ оливы,
Я резвился на песке.
Мать с Иосифом, счастливы,
Хлопотали вдалеке.
[2] (I, 268)

В Евангелии от Матфея мы находим строки, которые стали для Заболоцкого основой сюжета стихотворения: "Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: "из Египта воззвал я Сына Моего" (Мф., 2, 13-15).

В стихотворении "На вокзале" (1958), написанном незадолго до смерти поэта, вся Вселенная спасена Мадонной - Божьей Матерью с Младенцем, Которая - здесь, на земле, с людьми.

В железном сумеречном зале,
Глотая паровозный дым,
Сидит Мадонна на вокзале
С ребёнком маленьким своим
(I, 439).

Интересно, что с точки зрения смыслового построения стихотворение имеет кольцевую композицию. Последняя строфа стихотворения звучит так:

И лишь на бедной той скамейке,
Превозмогая боль и страх,
Мадонна в шубке из цигейки
Молчит с ребёнком на руках
(I, 440)

Тот факт, что в творчестве Заболоцкого мы встречаемся с таким поэтическим освоением Евангельских образов, говорит нам о глубоком личностном, интимном переживании христианских истин. Обращение к этой теме не является для Заболоцкого неожиданным или случайным.

Даже ранний период творчества Заболоцкого свидетельствует о религиозном постижении мира, причём в рамках христианской мысли о бытии, но со знаком минус. В период написания сборника "Столбцы" Заболоцкого мучает проблема существования зла в мире. Мир "Столбцов" сродни аду. Это поистине ад на земле, где Смерть и безумие правят миропорядком. Каждое из стихотворений сборника даёт свой вариант безумного инфернального мира. В стихотворении "На рынке" перед нами - бесовский шабаш:

…Недалёк
Тот миг, когда в норе опасной
Он и она - он пьяный, красный,
От пенья, случки и вина,
Безрукий, пухлый, и она -
Слепая ведьма - спляшут мило
Прекрасный танец - козерог,
Да так, что затрещат стропила
И брызнут искры из-под ног! (I, 46)

В стихотворении "Отдыхающие крестьяне" - ещё один вариант горы Броккен в Вальпургиеву ночь:

Вот толпа несётся, воет,
Слышен запах потной кожи,
Музыканты рожи строят,
На чертей весьма похожи.
В громе, давке, кувырканьи,
"Эх, пошла! - кричат - Наддай-ка!"
Реют бороды бараньи,
Воет, стонет балалайка.
"Эх пошла!" И дым столбом,
От натуги бледны лица,
Многоногий пляшет ком,
Воет, стонет, веселится.
(I, 113)

По всей видимости, Заболоцкого в этот период мучила проблема теодицеи. Теодицея, или оправдание Бога, - название одного из сочинений философа Лейбница. Он поставил перед собой задачу объяснить, примирить существование зла в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием его Творца. Впоследствии этот термин стал общим для философов и богословов, занимающихся данной проблемой. В своей работе "Бог и мировое зло" Н. Лосский пишет: "Теряясь перед загадкой мирового зла и отношения к нему Бога, ум множества людей приходит к решению трагически безутешному, именно к мысли, что Бог есть существо сравнительно слабое, не абсолютно совершенное и не всеведущее… Ещё проще мысль тех людей, которые, наблюдая мировое зло, приходят к атеизму". [3]

Необходимо отметить, что Заболоцкий был воспитан в лоне православной церкви, прекрасно знал богослужение, пел на клиросе, периодически прислуживал в алтаре, хотя религиозность его носила характер достаточно поверхностный. О причинах этого мы можем узнать из воспоминаний поэта: "Каждую субботу и воскресение мы обязаны были являться к обедне и всенощной. Мы, реалисты, построенные в ряды, стояли в правом приделе собора, гимназистки в своих белых передничках - в левом. За спиной дежурило начальство, наблюдая за нашим поведением. Дневные службы я не любил: это тоскливое двухчасовое стояние на ногах, и притом на виду у инспектора, удручало всю нашу братию. Мудрено было жить божественными мыслями, если каждую минуту можно было ожидать замечания за то, что не крестишься и не кланяешься там, где это положено правилами. Но тихие всенощные в полутёмной, мерцающей огоньками церкви невольно располагали к задумчивости и сладкой грусти. Хор был отличный, и когда девичьи голоса пели "Слава в вышних Богу" или "Свете тихий", слёзы подступали к горлу, и я по-мальчишески верил во что-то высшее и милосердное, что парит высоко над нами и, наверное, поможет мне добиться настоящего человеческого счастья". [4]

Молодость Заболоцкого совпала с трагическим временем для России: революционная смута, гражданская война, разруха, голод. Казалось, все силы зла обрушились на Россию, и в первую очередь на Православную Церковь. Безбожие начинает насаждаться сверху и становится официальной "религией" Советского государства. Всё это не могло не сказаться на становлении души молодого поэта, который из г. Уржума Вятской губернии в 1920 году приезжает в Москву продолжать своё образование.

Сборник "Столбцы" выходит в Петербурге в 1929 году; большинство стихотворений, вошедших в него, написано в тот период, когда на развалинах некогда великой России возникает уродливый мир НЭПа. Многие критики советского времени интерпретировали пафос первого сборника Заболоцкого как декларацию антимещанства. В этом есть своя доля правды. Но это лишь видимая часть айсберга. Какое мещанство критикует Заболоцкий в стихах "Футбол", "Офорт", "Фигуры сна", "Болезнь", "Лето", "Море", "Купальщики"? Перед нами встаёт мир, в котором отсутствует живой человек, а на его месте - или покойник, или урод, или просто вещь. Христианские ценности в этом мире тоже как бы "вывернуты наизнанку". Вместо любви - похоть, вместо преображения - уродливые деформации души и тела (не случайно так обильно представлены образы "уродов" в разных стихах Заболоцкого), вместо святости - демонизм, вместо христианского воскресения - призрачная сатанинская жизнь в объятиях распада и тления (стихотворение "Искушение").

В стихах Заболоцкого мы нередко встречаем образы, построенные по принципу "отрицания святыни". В стихотворении "Пекарня" бытовой на первый взгляд сюжет выпечки хлеба превращается в мистерию, которая являет собой кощунственную пародию на Рождество Христово. На это указывают символы-сигналы: железный крендель-вывеска над пекарней трансформируется в стихотворении в образ Вифлеемской звезды:

В волшебном царстве калачей,
Где дым струится над пекарней,
Железный крендель, друг ночей,
Светил небесных светозарней.
(I, 53)

Так же, как Вифлеемская звезда была ярче всех небесных светил, "железный крендель" "светозарнее", чем остальные звёзды. Но если Вифлеемская звезда свидетельствовала о величайшей тайне боговоплощения, то у Заболоцкого "под кренделем - содом" (I, 53). Сам процесс выпечки - рождения "Младенца-хлеба" происходит как бы в пекле, в преисподней, где хлебопеки "как будто идолы в тиарах" (I, 53). Образ "Младенца-хлеба" - второй сигнал читателю о том, что стихотворение имеет второй смысловой план. Рождается Младенец в пещере "всех метаморфоз", а читатель зная о том, что Христос был рождён в пещере, догадывается о подспудном, "спрятанном" смысле. Пекарь, трубящий на огненной трубе, - являет собой антипод ангельскому хору, возвещающему о Рождестве Христове. И, наконец, образ печи (как нам кажется, это образ пекла - ада) кощунственно соотнесен с образом Пречистой Девы.

А печь, наследника родив,
И стройное поправив чрево
Стоит стыдливая, как дева,
С ночною розой на груди.
(I, 54)

В "Столбцах" мы встречаемся и с другими кощунственными трансформациями Евангельских событий. Так, в стихотворении "Купальщики" перед нами своеобразное "крещение", но не в жизнь, а в смерть. Вода у раннего Заболоцкого устойчиво соотносится с мотивами смерти и блудной страсти. ("Море, море, морда гроба, / вечной гибели закон, / где легла твоя утроба, / умер город Посейдон"). В первой строфе есть "сигнальная" строка, смысл которой можно понять человеку знающему о смысле таинства Крещения:

Кто, чернец, покинув печку,
Лезет в ванну или в тазик -
Приходи купаться в речку,
Отрешись от безобразий.
(I, 64)

Заключительные две строфы стихотворения не позволяют нам расценивать его как просто описания купания на реке. Весь сюжет стихотворения - это разные формы соития с водной стихией, но река при этом сравнивается… со святой мученицей Параскевой:

О река, невеста, мамка,
Всех вместившая на лоне,
Ты не девка - полигамка,
Но святая на иконе?

Ты не девка - полигамка,
Но святая Парасковья,
Нас, купальщиков встречай,
Где песок и молочай!
(I, 65)

Таким образом, перед нами не омовение от греха, а осквернение святыни, в результате которого крещальные воды превращаются в образ "многих вод" с сидящей на них великой блудницей из Апокалипсиса. В таких водах и происходит антикрещение, которое мы можем наблюдать в стихотворении "Человек в воде", где герой предстаёт в бесовском образе.

Словно горец, без волос,
Как червяк подземный, бел,
Человек, расправив хвост,
Перед волнами сидел.
(I, 103)
………………………………
Он размахивал хвостом,
Он притоптывал ногой,
И кружился колесом,
Безволосый и нагой.
(I, 103)

Тот же самый процесс кощунственной деформации мы можем наблюдать в стихотворении "Искушение" - одном из страшных стихотворений русской поэзии. Заболоцкий показывает нам тление мёртвого тела и его "воскресение", причём "воскрешает" деву смерть. Поэт даёт страшную пародию на христианскую веру в то, что "Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ".

Смерть над холмиком летает
И хохочет и грустит,
Из ружья в него стреляет
И склоняясь говорит:
"Ну, малютка, полно врать,
полно в гробе глотку драть!
Мир под миром существует,
Вылезай из гроба прочь.
Слышишь, ветер в поле дует,
Наступает снова ночь.
Караваны сочных звёзд
Пролетели, пронеслись.
Кончен твой подземный рост,
Ну, попробуй, поднимись!"

Дева ручками взмахнула,
Не поверила ушам,
Доску вышибла, вспрыгнула,
Хлоп! И лопнула по швам.
И течёт, течёт бедняжка
В виде маленьких кишок.
Где была её рубашка,
Там остался порошок.
Изо всех отверстий тела
Червяки глядят несмело,
Вроде маленьких малют
Родовую жидкость пьют.
(I, 84)

Детально разработанная "могильная анатомия" не оставляет никаких надежд на подлинное воскресение, и только бессмысленное круговращение бездушных атомов в природе являет собой жалкое подобие вечной жизни:

Солнце встает, глина треснет,
Мигом деревце воскреснет,
Из берцовой из кости
Будет деревце расти.
(I, 84)

Итак, диагноз поставленный Заболоцким миру, в "Столбцах", следующий: мир бессмыслен, абсурден, безумен, подвержен тлению и распаду, в нём нет святынь, мир "лежит во зле". Божественная благодать в этом мире отсутствует, потому что для этого мира отсутствует источник благодати - Бог. Совершенно естественно, что в таком мире не жить, ни творить невозможно, и поэт ставит перед собой задачу найти способ изменения данного миропорядка, что мы и можем наблюдать в творчестве Заболоцкого конца двадцатых-тридцатых годов.

Характерно, что "Столбцы" 1929 года Заболоцкий переработал, и впоследствии этот сборник, дополненный и переосмысленный, был разделён поэтом на две части: "Городские столбцы" и "Смешанные столбцы". Мир города безысходно освещён пламенем ада; тогда как в "Смешанных столбцах" остаётся надежда на спасение через мир природы, хотя и она заражена геенским гниением. В природе, если всмотреться в неё внимательнее, обнаруживается закон взаимного истребления.

Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорёк пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ глядели из травы.

Оказывается, что сама природа нуждается в спасении; искажённость всего строя мироздания требует напряжения человеческого разума и воли, которые должны искоренить зло, заключённое в природе.

Но как? Миру природы нужно отдать человеческий разум, которым она распорядится во благо, а не во зло. В тридцатые годы перед нами разворачивается грандиозная утопия Заболоцкого, воплощённая прежде всего в поэмах "Школа жуков", "Торжество земледелия", "Деревья". Идея пересоздания мира в утопиях Заболоцкого воплощается в христианских категориях спасения и преображения, которые имеют не духовный, а условно фантастический характер. Христианская сотериология профанируется до уровня веры в технический прогресс в духе Циолковского и Николая Фёдорова. То же самое мы можем наблюдать и в творчестве Платонова, современника Заболоцкого.

Только немыслимые страдания, перенесённые Заболоцким в следственной камере и лагере, [5] возвращают поэта к традиционной для русской литературы системе ценностей, которая истоком своим имеет христианство.


  1. Николай Чуковский. Встречи с Заболоцким. В кн.: "Воспоминания о Заболоцком", М., 1997, С. 221.
  2. Все цитата даются по следующему изданию: Н. Заболоцкий. Собр. соч. в 3-х т.т. М., 1983.
  3. Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 110.
  4. Заболоцкий, указ. соч., Т. 1, С. 506.
  5. См. "Историю моего заключения" и воспоминания о Заболоцком.
  1. © 2005. Светлана Кекова
  2. © 2006. Сирин. При использовании данного материала ссылка на сайт обязательна


Hosted by uCoz