Поэтически живет человекКазанский Государственный Университет им. В. И. Ульянова-Ленина Одна из важнейших черт эпохи романтизма - пристальное внимание к поэзии как к виду искусства... и не только. В поэзии романтики увидели адекватный способ постижения мира, она отождествляется с первородной бессознательной жизнью вселенной и предстает универсальным принципом. Поэзия везде и во всем, ее нельзя определить, ибо у нее нет пределов. Известны слова Мартина Хайдеггера "поэтически живет человек". Можно развернуть эту формулу и привести некоторые аналогии. Действительно, во многом можно обнаружить сходство жизни человека даже с единичным литературным произведением, даже не касаясь понимания поэзии в широком смысле, - как гармонии и красоты в любом творчестве или как принципа самого бытия. Так, например, испанский философ Мигель де Унамуно, один из первооткрывателей экзистенциальной новеллы, высказывал идею человеческой реальности, как особой реальности "вымышленного существа", жизнь которого - сочиняемая и созидаемая им самим новелла. Далее, современный исследователь, на мой взгляд, слишком математизирует (и этим депоэтизирует) человеческую личность, но все же: "Будем Эго рассматривать как текст, задаваемый функцией распределения р(m). Эго человека можно рассматривать как совершенно особый живой текст, непрестанно реинтерпретирующий себя." Исходя из вышесказанного, попробуем провести небольшой "сравнительный анализ" стихотворения и жизни человека. Начать хотя бы с того, что любое стихотворение имеет автора, даже если он - "неизвестен". И человек - тоже. До какого-то времени в прошлом нашим автором считался Бог, но времена изменились, вот Ницше провозгласил "Бог умер", и теперь наш автор - неизвестен. И стоит ли удивляться, что считанные десятилетия спустя постмодернисты объявили о "смерти автора" в мире текстов? Стихотворение ограничено неким ритмом и рифмами. Рифму можно назвать "осознанной необходимостью": предыдущая строка в некоторой степени определяет последующую, также, как действия человека в прошлом влияют на его будущее, уменьшая число возможных вариантов. Стихотворение циклично: здесь есть и рефрены, и разбиение на строфы. Жизнь человека идет тоже если не по кругу, то по спирали: стоит вспомнить хотя бы ежегодные повторяющиеся праздники или нашу жизнь по расписанию каждый день, неделю, месяц, год. А последняя строка часто подводит итог и делает произведение целостным. Почти в каждое стихотворение автором заложен какой-то смысл, причем оно только выигрывает, если смысл не на поверхности, не на виду, а скорее "имеется в виду". Так и жизнь человека приобретает совершенно иной оттенок, если вся она освещена изнутри единым смыслом, хотя бы 2смысл этот и не был очевиден для окружающих. Конечно, стих может существовать и без смысла, одной только магией музыки, как и человек продолжает жить, потеряв смысл. Но в таком случае, на мой взгляд, человек просто продолжает доверять бытию и неизвестному смыслу своей жизни. А жить с убеждением, что смысла вообще нет, - как писать стихи без вдохновения и надежды, что они кому-то нжды, - трудно и неприятно. Как уже былосказано, наиболее серьезно относились к поэзии романтики. Именно тогда, в 18 веке, с возникновением романтизма, поэзия по-настоящему вбирает в себя философию. Пафос романтизма - в его вере в высокое, возвышенное прендназначение человека, - упорная, наивная, казалось бы, безосновательная вера на фоне формирующихся буржуазных отношений. Лозунг Нового времени - не "люблю," или "верю,", но "мыслю, следовательно, существую". Существую - значит извлекаю пользу из мира с помощью разума. А романтики, может быть, прорвались к глубинам бытия, недоступным ratio, недоступным субъекту-деятелю, который "конструирует" бытие вместо того чтобы внимать его голосу. К чему и призовет впоследствии Хайдеггер, понимая, что плачевен конец человечества, способного заявить вслед за пушкинским Сальери: "музыку я разъял, как труп, алгеброй гармонию поверил". Такое человечество "живет и добивается счастья", идя по трупам, и в числе их оказалась музыка (читай - поэзия). Пытаясь определить, о-предЕлить ее, мы о-предЕливаем самих себя, создавая свой мир, поэзия же остается за его пределами. Но "стоит у двери и стучит"... Слышите?
|