И. Бродский «В горах»: Поэтика распада, или Скорбная песнь небытия«Возможно, важнейшая весть, принесенная Бродским, весть об агонии вещи, о вытеснении биологического «текста» его отображения» [Ваншенкина, 1996. С.40], - писала в своем исследовании Е. Ваншенкина, а Ю. Лотман говорил, что в поэтике И. Бродского «опустошение вселенной компенсируется заполнением бумаги» [Лотман, 1996. С. 739]. Но чаще всего перо поэта запечатлевает на бумаге сам процесс «агонии», процесс распада, исчезновения. Поэт фиксирует разрушительное действие времени и обесценивание человека враждебным пространством. Муза И. Бродского поет скорбную песнь небытия. Вот небольшой срез из стихов середины 80-х: 1984 год:
1985 год:
1986 год:
«Только пепел знает, что значит сгореть дотла» [Бродский, Т. 3. С. 123]; «...Развалины - род упрямой архитектуры» [Бродский, Т. 3. С. 124]. И так год за годом, стихотворение за стихотворением. Идет постоянный, навязчивый мотив распада. Но настоящим «гимном» исчезновения человека является стихотворение «В горах» [Бродский, Т. 3. C. 83]. Через все стихотворение проходит постоянный рефрен: «Ты - никто, и я никто». Два человеческих тела в бездушном, равнодушном пространстве горного плато даже не составляют пейзаж: «Вместе мы - почти пейзаж». Пространству не до человека. Оно озабочено своим противостоянием исчезновению:
Воздушная стихия есть метафора времени у И. Бродского. Человек зажат между двумя враждебными стихиями. Пространство выталкивает человека из себя, чтобы он, надышавшись временем, слился с последним, равно как и с первым, то есть развоплотился, исчез:
Для этого мира двое людей лишь «сумма двух распадов» и больше ничего. Этот мир жаждет как можно быстрее уничтожить человека, «съесть» его:
Но именно эта микроскопичность человека по сравнению с обступившим его миром является защитой от немедленного поглощения его или пространством, или временем:
Но распад, рано или поздно, все равно неизбежен. Надежды на спасение нет. Не будет нас таких, какие мы сейчас, и не будет нас других:
Предчувствуя приближение небытия, человек с особым трепетом и скорбью осматривает вокруг себя «простые» вещи не бытия, но быта, понимая, что этого он больше никогда не увидит:
Но главное, что хочется, чтобы как можно дольше оставался в сердце, в душе, на сетчатке глаза облик родного человека:
Что же остается в итоге, когда наступает тот «черный день», «свойственный» всем? Другими словами, что же остается после распада, после смерти? Неужели полное небытие? Да! В реальном мире наступает небытие, но остается бытие текста, остается написанное стихотворение, остается «часть речи», что является определенной формой вечности.
«Временная» жизнь человеческая становится постоянной в «нетленном теле» стихотворения. Но стихотворение заканчивается, а распад «временной» жизни продолжается. Один-единственный акт запечатлевания недостаточен. Это нужно делать снова и снова. Борьба с распадом, со смертью, с небытием должна идти постоянно. В этом и видел И. Бродский цель своего творчества. Победа над разрушительным действием времени и пространством, победа над распадом осуществляется с помощью фиксации этого распада посредством языка. Поэтому поэтику И. Бродского можно назвать своего рода «поэтикой распада». Или, как определил ее М. Павлов, «поэтика потерь и исчезновений» [Павлов, 1998. С.22 - 30]. Эта поэтика почти лишена катарсиса. Он есть внутри стихотворения, но после последней точки исчезает, и читатель остается на едине с холодом небытия. Мир и душа остаются непреображенными, а после деформированными. С этим можно не соглашаться, этому можно сопротивляться, но это так. В мире И. Бродского не смерть нарушение бытия, а жизнь человека есть нарушение бытия небытия. И смерть имперсональна. Человек ведет борьбу не с «кем», а с «чем», а это борьба со следствием, но не с причиной. Поэтому в конце все равно проигрыш. Но небытие и смерть не имперсональны. У них есть конкретный источник и конкретная причина. Человеку дано знание с кем ему вести борьбу, и он знает как вести борьбу. Более того, победа над смертью уже состоялась. И лишь гордыня не позволяет человеку воспользоваться плодами этой победы в синергии с Победителем. Литература
|