Непреходящая и печальная правда творчества Б. Ш. ОкуджавыКазанский Государственный Университет им. В. И. Ульянова-Ленина Восемнадцатый век, в котором появился на свет (хотя еще не взошел как солнце русской литературы) А. С. Пушкин, был, кроме прочего, отмечен печатью радикальных нововведений Петра I. Одной из реформ императора, было, как известно, упразднение Патриаршества и замена его Синодом, который можно даже назвать светской организацией "по религиозным вопросам". Эта реформа, наверное, отвечала запросам и настроениям некоторых (может быть, многих) людей, однако она лишила духовной поддержки тех, кто нуждался в такой поддержке, тех, кто был недостаточно силен душой и духом, чтобы идти путем веры самостоятельно. В ответ на это в русской культуре появляется удивительный, но закономерный при таких обстоятельствах феномен - феномен "светской святости". Появляется, чтобы не исчезнуть до наших дней. Духовными "поводырями" становятся поэты, писатели, художники, музыканты - люди искусства. По силам ли им это? Если сам Александр Сергеевич в тяжелых ситуациях находил поддержку в Церкви (о чем, в частности, свидетельствует его стихотворение к Филарету : "И внемлет арфе серафима/ В священном ужасе поэт." - первоначально "И внемлет арфе Филарета..."!), то ближе к ХХ веку, а тем более в советской России о такой поддержке говорить почти не приходится. А произведения искусства, проникнутые нравственными идеями, не исчезают и продолжают вдохновлять многих и многих. Плеяда знаменитых "шестидесятников" в ХХ веке - яркое тому свидетельство. Святая Русь стала Советской Россией, идеология основывалась на атеизме, - но тем больший пафос приобретает вера в человечность, не очень вписывающаяся в атеистическую картину мира. Те, кто несет этот идеал человечности, в чем-то сохранили преемственность русской духовной культуры, отпечаток исторической памяти. Благодаря шестидесятникам мы, в частности, видим, что поэты всех времен стоят как бы взявшись за руки, к чему и призывал Окуджава: "Как вожделенно жаждет век/ Нащупать брешь у нас в цепочке!/ Возьмемся за руки, друзья,/ Чтоб не пропасть по одиночке" На творчестве Б. Ш. Окуджавы мне и хотелось бы остановиться чуть подробнее. Булат Шалвович, конечно же, любил и ценил Пушкина. Многим известны строчки из его песен, подтверждающие важную роль Пушкина как учителя, образца, идеала, к нашему счастью реально существовавшего в истории страны: «На веки вечные мы все теперь в обнимку/ На фоне Пушкина…» , «А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем/ Поужинать в «Яр», заскочить хоть на четверть часа». Для нас же, живущих уже в ХХI веке, не только Пушкин, но и сам Окуджава является учителем, и его песни стали частью исторической духовной памяти России. Произведения Окуджавы актуальны сегодня не только как воспоминание о прошлом, но и как напоминание о проблемах и задачах, еще острее, чем в 60-х годах прошлого века, встающих перед нами сегодня. Одной из главных тем творчества поэта-барда является война, через которую Окуджава прошел солдатом, бойцом, и которая словно опалила его стихи. «Ах война, что ты сделала, подлая…» - пел он когда-то. И конечно нет человека, не знакомого со знаменитыми строками «И значит, нам нужна одна победа,/ Одна на всех, мы за ценой не постоим!». Есть у него еще одна песня-стихотворение (сам Окуджава называл свои произведения «стихами под гитару»), на мой взгляд, гениальная в своей простоте: простоте рифм, мелодии и простоте непреходящего смысла. Это песня «Примета».
Не знаю, каково происхождение такой приметы, но очевидно, насколько легко взвалить на нее вину за развязанные войны, имеющие гораздо более объективные причины в настроениях и желаниях отдельных людей. Уже первый куплет песни позволяет приложить ее к современным событиям. Взять хотя бы войну в Ираке: начиналась она, как известно, с поисков «оси зла», этакого черного ворона.
Интересная логика, не правда ли? Чтобы не было войны – надо… убить! Известна ходячая фраза: «Борьба за мир - это все равно что секс за девственность». Может быть, сказано слишком категорично, грубо и вообще это всего лишь шутка, но ведь в каждой шутке есть лишь доля шутки… А в феврале 2003 года ходила и другая шутка, не более смешная: «Война в Ираке будет. Только сначала Буш должен убедиться, что у Саддама действительно нет биологического оружия».
Во время войны неизбежны невинные жертвы. Первыми жертвами войны в Ираке стали журналисты: сначала американские («…хоть в свого…»), потом из многих стран, в том числе из бывшего СССР. Пуля дырочку нашла…
Если снова проводить параллель, то «остался в живых» конечно не Хуссейн, стрелявшие по которому убили других. Остался в живых дух войны, который питается человеческой кровью. Может быть, добро должно быть с кулаками, но только не с бомбами! Против войны нельзя идти войной, как против зла – злом. Вернее, можно и нужно, но война эта должна быть совершенно особая – духовная. Это война, в христианской терминологии, «против духов злобы поднебесных». Любая другая война, какими бы приметами и благими намерениями она не обосновывалась, приводит лишь к умножению зла. Это известно давно, но видимо, нам всегда будут необходимы поэты, такие как Окуджава и многие другие, кричащие нам :не забудьте истину… «Пока Земля еще вертится…»
|