Обсуждение стихов Павла Шарова.Екатерина Федорчук: Я начну с исторической справки. Стихи Павла Шарова обсуждаются в этой аудитории уже не в первый раз. Павел - автор двух книг: "Рукопись" и "В четверг, после дождя". На мой взгляд, перед нами уже сложившийся поэт, со своим взглядом на мир, со своим узнаваемым голосом. Павел достиг такого уровня поэтического мастерства, что при обсуждении его стихов вопрос о техники, о вкусе уже не актуален. В его поэзии видна личность автора и этот автор действительно является личностью. Он может нравиться или не нравиться, но он есть. В его стихах есть очень естественное сочетание подлинного отчаяния и настоящего лиризма. В ходе последнего обсуждения его стихов были высказаны самые разные мнения, которые кратко можно свести к следующим тезисам: Павел - настоящий поэт, однако в его творчестве велика опасность самоповтора. Он слишком хорошо умеет писать стихи. В его стихах есть такой спусковой механизм, который, будучи задействован, очень легко доводит любой текст до логического завершение, но не далее… Эта данность финала мешает поэту открыть нечто новое в себе и в мире. То, что в первой подборке потрясает, во второй - воспринимается с меньшим энтузиазмом. В третий раз слова полностью обесцениваются. В подборке есть две строчки, одна из которых очень точно обрисовывает ситуацию: "можешь дальше не читать // Ты в яме". А вторая цитата, к сожалению, соответствует действительности с точностью до наоборот: "Нет, совсем не умею объясняться словами // Пуста оболочка". Павел слишком хорошо умеет объясняться словами. Такое ощущение, что то, что он пишет сейчас, во многом есть инерция наработанной поэтики - поэтики отчаяния и безысходности. Здесь все "ситуации" нам знакомы и узнаваемы, вплоть до рифмы "хрущобы - еще бы", вплоть до обязательной тени вяза, вплоть до того, как герой поднимается по высокой лестнице. Эти слова, как мне кажется, скорее скрывают, чем открывают истинное лицо лирического героя. Это своеобразная маска. Особенно показательны в этом смысле его богоборческие стихи. Я даже не буду обсуждать сейчас сам факт кощунства в стихах, хотя я отношусь к такого рода творчеству резко отрицательно. Я только хочу сказать, что даже чисто технически эти стихи являются продуктом механического применения заученных (собственных!) поэтических приемов. Павел мастерски умеет показать, как безобразно плох этот мир. А от обвинения мира, к обвинению Творца - один шаг. Но этот шаг чисто логический, а не творческий. И кстати, очень многое Павел заимствует у Маяковского, в частности из его "Флейты-позвоночника". Самое печальное, что даже стихи, в которых он пытается выйти из круга безысходности, тоже повторяемы и узнаваемы. И читатель знает, что здесь любая точка станет запятой, и весь круг от отчаяния к надежде повторится бесчисленное количество раз. В лучших стихах новой подборки Павел как раз делает попытку прорваться к себе новому и настоящему. Я в очередной раз желаю ему найти "неповторимые слова". Алиса Орлова: Многое из того, что мы можем найти в стихах Паши, типично для города Саратова, очень точно отображает его глубинную суть, его тоскливую повторяемость. Алексей Александров: В стихах Павла Шарова строку диктует чувство. Можно даже сказать, что все его творчество - это одно стихотворение, а каждое его стихотворение - это одна строчка. Стихи Павла - это своеобразные таблетки - душевная терапия. Это ключевая особенность его поэтики. Я не согласен с Катей, что Шаров - поэт уже сложившийся, устоявшийся. Ему еще предстоит найти более интересную конструкцию. Хотелось бы пожелать выхода к менее "личным" стихам, к более универсальному смыслу. Марина Карачаровская: Это мой первый опыт системного чтения стихов Павла. Скажу честно, что я не смогла за один раз прочесть более 10 стихотворений. Вероятно, мы с ним очень по-разному мыслим. Многие образы его поэзии оказались для меня закрытыми, потерянными. Иногда бывало так, что какой-то образ настолько выбивал меня из колеи, что я просто не могла после этого воспринимать стихотворение как единое целое. Действительно, в этой подборке много повторов. Очень характерно для его стихов присутствие бытовых слов, реалий - сигареты "Космос", например. Мои собственные стихи более абстрактны, поэтому меня привлекает такая поэтика. Меня поразила одна его строчка: "Я тоже отлит в эту форму пятипалой звезды". Эта строчка стала для меня ключом к его творчеству. Я начала воспринимать его мир сквозь призму советской эпохи, и многие его стихи зазвучали для меня по-другому. Елена Калякина: Стихи Павла Шарова я читала и раньше, прочла две его книги "Рукопись" и "В четверг, после дождя". Я в первую очередь ценю в поэзии авторские образы. В стихах Павла много слишком понятных и очевидных отсылок. Однако есть все же образы очень нетипичные и именно они меня привлекают. Кроме того, его стихи читаются гораздо лучше с листа, чем звучат в его исполнении. Они живут самостоятельной, не зависящей от автора жизнью. Это большой плюс. Татьяна Симакова: Я не совсем согласна с Катей, что мир, который предстает в стихах Павла, так уж плох. Как раз наоборот, в себе лирический герой видит источник зла, и от этого приходит в отчаяние. Наоборот, именно от мира исходит надежда на воскрешение. Поиск Бога - это совсем не плохо. Самые богоборческие строки рождаются в моменты, когда очень хочется в него поверить! Я согласна, что порой в стихах поэту не хватает дыхания, чтобы довести его до конца. Можно даже сказать резче - последние строки порой перечеркивают весь смысл стихотворения Антон Белохвостов: Стихи Павла я слышал многократно в его исполнении. Можно сказать, что именно его творчество определило мою любовь к верлибру. Его мир - это гроб, каморка и дорожка лунного света, по которой идешь слово за словом. Тексты и образы, действительно, повторяются. Прочитав, второе и третье стихотворение, потом переходишь к 20-му - 30-му и не видишь разницы. Михаил Богатов: Прежде всего, в стихах Павла Шарова мы имеем дело с лирикой. Здесь нет эпоса, а следовательно, нет трагедии. Человек говорит в стихах о своих сугубо личных проблемах. Мир, явленный в его стихах, безысходен. Возникает такое впечатление, что об этой безысходности Павел говорит в стихах так, как другие говорят прозой, если понимать под "прозой" не род литературы, а саму жизнь. Для него характеры темы алкоголизма, он постоянно пишет о проблемах с головой, мозгах, подкорке и т.д. Все это оставляет впечатление поэтического мазохизма, что это для него родная стихия. Два стихотворения мне понравились, хотя это очень традиционные, откровенно традиционные стихи. Это "ты мой черный человек" и "да, я не ангел во плоти…" Светлана Кекова: Паша во время обсуждения высказал такую мысль: "Без богоборчества не может быть богоискательства". Здесь мы никогда не сойдемся, потому что это ложная мысль. Это позиция Серебряного века: все, в том числе и грех, и кощунство, простительно для творческого человека. Павел Шаров: Да, это очевидно, я согласен - звание человека выше звания поэта. Светлана Кекова: Но, к сожалению, в твоем творчестве этого не видно. Мне кажется, что тебе нужно в какой-то момент остановиться, сделать паузу. Твой мир явлен и описан полностью. Очевидно, и это отметили практически все, что тебе дан большой талант. Но тебе нужно найти выход из этого состояния. Должны произойти изменения в личности, и тогда изменятся и стихи. |