Обсуждение стихов Алисы Орловой.Екатерина Федорчук: В стихах Алисы есть вещи, которые мне очень близки. Это, в первую очередь, та интонационная свобода, с которой она обращается со словом, с мыслью. Алиса чутко улавливает ритм стихотворения и легко использует как классические, так и неклассические размеры. Но это же качество, доведенное до некоего предела, может и погубить стихотворение, и тогда строки станут не просто свободными, но необязательными, ненужными, как бы лишними. Алисе не хватает внутренней дисциплины, которая могла бы поднять ее творчество на качественно новый уровень. Все ее образы, за редким исключением, яркие и убедительные, даже такие шокирующие как "голуби - подонки неба". Но иногда от их обилия просто устаешь. Хочется сделать паузу, а этой паузы в стихах нет. В них негде перехватить дыхание. Мир Алисы - это мир "недоброго детства", попытка взрослого человека сыграть в куклы. "Кошка думает, что я ее люблю", но в эту любовь не очень-то веришь. Очень мне понравились стихотворения "и несмотря совсем на то…", "доброе утро, сэр джон листо-о"пад" (очень стильное, хотя чуть-чуть утомляющее своей яркостью), "сижу у решетки", "осень, время сесть за парту", "Яблочный Спас". А вот игра на звуковых сочетаниях типа "Сахара - Скарллет О'Хара" показалась мне целиком надуманной. Такие вещи стоит писать, если не можешь сделать ничего другого. Павел Шаров: В творчестве Алисы мне больше нравится проза, чем ее поэзия. В поэзии же она неоправданно многословна, эта такая бесконечная скороговорка, где все слова необязательны, бормотание на грани сна и яви. Алексей Дьяконов: Стихи Алисы построены по принципу джазовой композиции. Здесь есть слова и строки, которые нельзя заменить. Ее словесный материал аморфен, слово постоянно трансформируется. Можно отметить влияние Всеволода Некрасова, а также нечто общее с принципом автоматического письма. Я думаю, что настоящая поэзия должна запоминаться, а мне из стихов Алисы не запомнилось ничего. Светлана Кекова: Да, поэтические строчки должны запоминаться, звучать в сознании, даже порой мучить человека своей неотступностью. Это очень важный поэтический критерий. Инга Соловьева: Автора часто упрекали в "говорении", заговаривании, в отработанности приемов. Думаю, это не случайно. Такая поэтическая манера - отражение того, что сейчас происходит в мире. Но если ставить своей целью движение к совершенству, от такой манеры нужно избавляться. Елена Серяпина: Я не критик и не филолог, но мне жутко понравились стихи о зеленой розе. Это действительно красиво. В целом же манера автора состоит в том, чтобы записывать все, о чем он думает в этот момент. Михаил Богатов: Эти стихи напоминают мне тексты Земфиры. Здесь выражается не мысль, а настроение, отсюда и бормотание, о котором говорил Паша. У этих стихов есть определенная аудитория - это герои романов Мураками. Я не имею ничего против этих стихов, но сам я не принадлежу к этой аудитории. Здесь выражено то, что уже есть, но по этим стихам автор никуда не идет. В них нет другого измерения, они не вырываются за рамки культуры. Я как читатель этим стихам не нужен. Думается, что в другой аудитории стихотворения Алисы могли бы поругать за излишнюю классичность. В них все-таки есть смысл, есть баланс содержания и формы. Жесткая критика, которая звучала в адрес Алисы, исходит как бы от лица, который знает, что такое поэзия. Я же этого не знаю. Светлана Кекова: Когда мы оцениваем творчество человека, важно понять, для чего он пишет. Что для него искусство? Игра? Самовыражение? Психотерапия? В зависимости от этого его стихи будут звучать по-разному, и к нему можно будет предъявлять разные требования. Ё Алиса Орлова: я не могу говорить о своих стихах всерьез, оценивать их, объяснять. Скорее у меня это получиться в жанре стеба. Светлана Кекова: Из всей подборки мне больше всего понравилось стихотворение "Яблочный Спас", кроме последних двух строчек. В этом стихотворении есть и поэтическая мысль, и целостность взгляда, это отнюдь не "бормотание". К этому полюсу творчества Алисе нужно стремиться. Есть поэты, и даже хорошие поэты, у которых есть некое чувство потолка, границы, которую они никогда не перейдут. А у Алисы этого "потолка" нет, а есть большой потенциал, пространство для развития. |